Азовская икона Божией матери
Почитание Азовской иконы началось при царице Софии Алексеевне (1657−1704) во время первого похода к Азову в 168 году под предводительством князя В. В. Голицына.
Иконография этой иконы основана на прориси для гравюры, выполненной Данилой и Яковом Перекрестовыми с тщательностью и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. В настоящее время местонахождение этой гравюры неизвестно, но в 1914 году она хранилась в Историческом музее имени Александра III. Особенностью иконографии является изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, который держит в лапах скипетр и державу — символы государственности. В верхней части иконы, окруженной ангельскими силами, изображены Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк. Ниже на иконе изображен конный воин, побивающий копьем змия, а также изображения пеших и конных воинов. На нижнем поле помещены стихи.
В 1696 году, после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архимандритом Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева). Также на иконе присутствует схематичный план города-крепости Азов и аллегорическая фигура Времени (в центре). Справа изображен крестный ход из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемый Московским Патриархом Адрианом (эта икона сейчас хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге). Особой службы для этой иконы не составлялось.